Опыт эксплуатации 6 колёсных квадроциклов
О шестиколёсной технике буквально ходят легенды, аппараты обладают массой преимуществ:
- Высокой проходимостью. Вместе с таким квадроциклом можно отправиться в горы, проехать по пустыне или преодолеть заболоченный участок. Конечно, сильная трясина станет ловушкой для неповоротливого гиганта, но приходится чем-то жертвовать.
- Тяговое усилие и буксировка. На аппарате помещается всё необходимое снаряжение, а наличие лебёдки превращает вездеход в настоящего миротворца. Значительное тяговое усилие позволяет с лёгкостью освободить другую технику из трясины, отбуксировать дерево и т.д.
- Комфортабельность. Удлинённая база превращает даже длительную поездку в приятный отдых.
- Надёжность. Сейчас, полноценные квадроциклы 6×6 выпускает только компания Polaris и BRP. Это лидеры рынка, разрабатывающие качественную и долговечную технику.
Несмотря на все достоинства, у квадроциклов 6×6 есть несколько недостатков. Главный минус вездеходов – значительный расход топлива. Даже маломощные модели, оборудованные 650 кубовым двигателем, тратят на 100 км пути приблизительно 15-18 л бензина.
Доставят проблемы и габариты техники. На пересечённой местности сложностей у райдеров не возникает, но вот для езды по лесу техника не очень подходит.
Крутой рэйнджер
ХОРОШО знакомый и очень успешный “Ranger RZR” (между прочим, лауреат премии “Золотой Клаксон”) поларисовцы умудрились сделать еще интереснее и привлекательнее. Отныне он называется “RZR S”, но добавлением одной буквы к названию новшества отнюдь не ограничились.
Напомню, это самый быстрый среди ATV типа “Side by Side” – то есть тех, на которых водитель и пассажир сидят не друг за другом, а плечом к плечу. Так вот, последний раз, когда я тестировал эту модель, у нее была тюнинговая подвеска, придававшая четырехколеснику боевой спортивный вид. Теперь (похоже, поларисовцы услышали пожелания поклонников “Side by Side”) такая подвеска появилась в базовом оснащении “Ranger RZRS”. Что она дает? Повышенный клиренс, увеличенный ход подвески, значительно расширенную колею. А поскольку колеса стали вылезать за пределы арок, понадобились расширители. И вот – с новыми красивыми колесами, да на низкопрофильной резине..
Тут следует уточнить: низкопрофильная резина АТ V – совсем не та, что предназначена для спортивных автомобилей или мотоциклов. Просто она по своем у профилю значительно ниже обычного утилитарного баллона. Не только “Рейзер”, но практически все новые модели “Polaris” щеголяют такими шинами.
Это ощутимо сказалось на ходовых качествах четырехколесника, особенно в поворотах. Хотя мотор у “RZR S” остался тот же (800-кубовая “двойка” отдачей 64 л.с.), ехать на нем можно быстрее, чем на предшественнике. На прежнем “Ranger RZR”, переборщив со скоростью в повороте, я чувствова л, что аппарат вот-вот начнет “делать уши”, заваливаться на бок. “RZR S” в такой ситуации всего лишь порывается развернуться вокруг собственной оси. А это значительно безопаснее и исправляется простым доворотом руля.
Вот какие интересные изменения скрываются за добавочной литерой “S” в названии четырехколесника…
Квадроциклы 6 на 6 компании BRP
Самый известный производитель шестиколёсных мотовездеходов – канадская фирма БРП. В 2019 году у дилера фирмы можно купить 4 модели:
- Аутлендер 6×6450 Pro. Это самый бюджетный аппарат серии, оборудованный двигателем мощностью 38 л. с. На квадроцикле стоит V-образный двигатель Rotax объёмом 427 куб. см, механическая трансмиссия с блокировкой дифференциала, двухрычажная и торсионная подвеска, дисковые тормоза. Машина, весом 443 кг, может перевозить грузы весом 213 кг. Канадский аппарат обойдётся покупателю всего в 849 тыс. р.
- Outlander 6×6650 DPS. Этот 6-ти колёсный квадроцикл оснащён двигателем с рабочим объёмом 649,6 куб. см, механической трансмиссией с автоматической блокировкой дифференциала, гидравлическими тормозами, независимой и двухрычажной подвеской. Техника может перевозить тяжести массой 353 кг. Новый аппарат 2019 года стоит 1,4 млн. р.
- Аутлендер 6×6 650 DPS With Flat Bed Kit. В плане дизайна и характеристик модель не отличается от своего собрата Outlander 6×6650 DPS. Единственное различие между With Flat Bed Kit и стандартным аппаратом – отсутствие бортов на платформе у модификации. Несмотря на незначительные отличия, модель стоит почти полтора миллиона рублей.
- Outlander 6×6 1000 Pro. Техника предназначена для работы в самых суровых условиях. Благодаря мощному двигателю (82 л. с), квадроцикл обладает хорошей динамикой, тяговым усилием и проходимостью. На флагмане компании стоит V-образный мотор объёмом 976 куб. см, бензобак ёмкостью 20,5 л, дисковые тормоза и независимая подвеска. Модель 2019 года обойдётся в 1,8 млн. р.
Квадроциклы 6 на 6 компании BRP – дорогая, но надёжная техника. Даже при активной эксплуатации, серьёзные поломки появятся только через 4-5 лет.
CAN AM BRP 6X6
Watch this video on YouTube
Электрический эффект
ОДНАКО первым делом нам продемонстрировали способности электроусилителя рулевого управления, появившегося у четырехколесников “Polaris”. Надо сказать, он того стоил. Для наглядности дали прокатиться на двух ATV с электроусилителями – “другóм хорошем” (как выражаются в телерекламе чистящих средств) и поларисовском.
Сначала классическая змейка между оранжевыми конусами, а сразу за ней – огромная куча камней, каждый величиной с лошадиную голову. Сажусь в седло “другого хорошего” четырехколесника, включаю задний привод… Дистанция пройдена без проблем. Переключаюсь на полный привод – тоскливая картина. В руль словно лом забили, не повернуть. Мощности сервомеханизма явно не хватает, чтобы быстро переложить руль с одного борта на другой. Руки ноют от напряжения, и все равно очень трудно провести четырехколесник между конусами. А россыпь камней сотрясает организм хуже, чем допотопная бормашина в кабинете провинциального дантиста.
Электроусилитель “Polaris” – совсем другое дело. Если у конкурента он начинает выдавать всю свою мощность только при работающем двигателе (потом у что ему требуется вся сила тока, которую выдает генератор), то в четырех колеснике “Polaris” достаточно повернуть ключ зажигания, не заводя мотор, – и руль можно вращать мизинцем. Легкий как перышко! Поэтом у змейка на полном приводе была пройдена в хорошем темпе и без помарок. Камни? Поларисовский электропривод вдобавок работает как демпфер, гася колебания передних колес на крупных неровностях. Ту груду булыжников я, можно сказать, не заметил – словно проехал не по ней, а мимо…
Кому подойдут квадроциклы 6×6?
Мощный шестиколёсник, напоминающий небольшой трактор, чаще всего приобретают фермеры и жители сельской местности. В большинстве, такая техника используется для различных хозяйственных задач и успешно заменяет собой грузовик. Однако благодаря высокой проходимости и мощности квадроциклы 6×6 используются в экспедициях и туристических походах.
Интересной особенностью шестиколёсных квадроциклов является универсальность. Для удобного хранения техники или экономии топлива, райдер может отсоединить платформу, тем самым превратив массивный аппарат в обычный мотовездеход. После трансформации машину можно использовать для рыбалки, охоты и просто гонок.
“Шлем и мотоботы обязательны!”
СНОВА в горы. На сей раз – чтобы протестировать сразу два гвоздя программы – “Polaris Sportsman 550” и “Sportsman 850”. Названия старые, но дизайн совершенно новый – от фар до габаритных фонарей. Крышка багажника плотоядно прихватила пластиковыми зубами передние крылья. Это, как выражались персонажи русских былин, “не ради красы – ради крепости”. За эти клыки крепятся ремни, притягивающие груз, а поверх прочной пластиковой площадки легко приладить большой емкий багажный бокс.
Новый двухцилиндровый 850-кубовый двигатель сделан с чистого листа. Если посмотреть на четырех колесник сзади, то видно, что цилиндры располагаются друг за другом, с небольшим наклоном вправо. Вариатор стоит не слева от мотора, как обычно на АTV, а пристроился за ним, тоже слегка наклонившись вправо. У двигателя объемом 550 куб. см все выглядит так же, только цилиндр один.
Такая компоновка силовой установки применена на АТV впервые в мире. Благодаря этому моторы “Polaris” стали очень ремонтопригодны в отличие от предыдущей модели. Там, чтобы поменять какую-нибудь деталь двигателя, приходилось демонтировать его из рамы. Теперь все легко заменяется на месте.
Оба ATV – “одиночки”. Моих любимых версий с двойным сиденьем, рассчитанных на водителя и пассажира, нет. К сожалению, и в будущем году не будет – ни с тем, ни с другим мотором. Едем достаточно быстро, но каменистая дорога – просто родная среда обитания для “Sportsman 850”. Попутно отмечаю, что подвеска здесь мягче, нежели на предыдущей модели. В этом просто убедиться, если перед стартом нарезать несколько кругов, как это сделал я, на “Sportsman” прежнего образца..
У новых “Спортсменов” бесследно исчезли стойки МсРherson. Теперь передняя подвеска – это два А-образных рычага с регулируемыми амортизаторами. А задние, удачные по конструкции, регулируемые подвески перекочевали сюда с “Polaris Sportsman 800 Touring X-2”. Стабилизаторы поперечной устойчивости очень жесткие (что хорошо чувствуется на ухабистой трассе). Но откуда здесь столько камней? Черти, что ли, натаска ли? Не успели мы добраться до вершины горы, как от дикой тряски нача ли деревенеть руки. Наконец прозвучала команда “Стоп!”. Меняемся четырехколесниками и едем дальше.
550-кубовый мотор выдает 40 сил против 70 л.с. у “старшего брата”. Несомненно, на ровной грейдерной дороге “850-й” разорвал бы его, как Тузик грелку. Но горы почти уравнивают шансы. “Sportsman 550” пробирается по камням тоже весьма бодро. Правда, руль слегка вибрирует, особенно при сбросе газа. Нажимаешь курок – вибрация начинает таять. Ничего не поделаешь, один цилиндр..
Перед тем как пелотон “рухнул” вниз по крутом у ск лон у, на ш марша л внимательно посмотрел, у всех ли ATV включен полный привод – только при этом условии работает горный тормоз, поддерживающий медленный темп спуска (он достался дебютантам в наследство от предыдущей модели). И вперед!